Оперативное управление имуществом

Предмет

По аналогии с правом хозяйственного владения, право оперативного управления включает определенный круг лиц, за которым закреплены свои обязанности. Состав права оперативного влияния немного уже, чем состав права хозяйственного ведения. Лица, которым было предоставлено право владения, могут также распоряжаться имуществом, пользоваться в рамках, которые оговорены законом. Кто признается субъектом права хозяйственного ведения расскажет этот материал.

Таким образом, гораздо шире права по распоряжению полученного имущества у его владельца. Советник или организация, выступающая от его имени, имеют право во внесудебном порядке лишить права собственности на управление и распоряжение им. Также за владельцем сохраняется право требовать защиту, а также предоставлять доказательную базу, что оно используется по назначению.

На видео-право оперативного управления имуществом:

https://youtube.com/watch?v=1jePDeGlP2Q

На основании предоставленной информации можно определить понятие оперативного управления недвижимостью. Это вещное право ограниченного характера, которым может быть наделено лицо или организация для осуществления там своей хозяйственной деятельности. Применять переданное имущество можно только в тех рамках, которые закреплены в законе.

Кто может им пользоваться

Владелец обладает правом по своему желанию реализовывать в отношении принадлежащей ему недвижимости различные мероприятия, которые не противоречат закону и остальным правовым актам. Согласно закону владелец имеет право забирать его, предавать его во владение другим лицам, при этом оставаясь его владельцем, передавать его в залог и выполнять обмен.

Кроме этого владелец обладает правом применять его в целях предпринимательства для систематического получения денежной прибыли от его применения. Таким правом владению физические и юридические лица.

Обозначение

Оперативное управление – это право ведения хозяйства, является производным от права владения. Пользоваться им может исключительно юрлицо. Если сказать проще, то суть в том, что собственность, находящаяся во владении муниципалитета, госучреждения может быть применена по необходимости, то есть право на подобные действия передаются другому лицу, хотя они и ограничены.

Собственник он же руководитель предприятия имеет следующие права:

  • Создание задач и установление сроков их выполнения.
  • Внесение изменений в организационную структуру.
  • Контроль организационных процессов.
  • Контроль над правильностью и законностью использования имущества.
  • Назначение руководящего состава, он же может быть контролирующим органом от государства.

Есть также четкие ограничения подобного формата управления госимуществом, среди них:

  1. Операции по продаже, в том числе отдельных объектов.
  2. Сдача в аренду.
  3. Использование в качестве залога при кредитовании.

Среди других особенностей, следует выделить такие:

  • Субъекты не могут делиться на части и паи, он передаются управляющему только единым целым.
  • Отвечает за вверенное имущество управляющий, помимо того оно находиться на балансе его предприятия.
  • Лицо, осуществляющее рассматриваемое управление все равно находиться в подчинении первичного собственника.

Функции оперативного управления

Довольно распространенной является передача собственником определенного имущества в ведение доверенного лица или определенной организации. Функции оперативного управления могут быть описаны следующим образом:

управление движением материальных средств, а также отражение данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчетности;
непрерывный контроль за состоянием и исправностью переданных в ведение фондов (это важно с той точки зрения, чтобы определить сферу ответственности собственника и доверенного лица);
определение цен и тарифов на товары и услуги, произведенные при помощи материальных ценностей, переданных в управление (должны быть соблюдены интересы всех сторон договора);
осуществление налоговых отчислений;
формирование производственного бюджета, а также пристальный контроль за его выполнением;
оформление юридических документов, которые регулируют правила и условия управления полученным имуществом;
налаживание отношений с поставщиками и клиентами, а также организация работы персонала.

Регистрация

Юридическая возможность пользования недвижимостью у предприятия или учреждения возникает только после соответствующей государственной регистрации.

Чтобы пройти эту процедуру нужно составить соответствующий договор и собрать пакет документов.

Договор

Чтобы передать государственную или муниципальную недвижимость в оперативное управление соответствующему органу, нужно получить соответствующее разрешение и приказ от главы муниципалитета или госоргана. После чего можно заключать договор.

Письменное соглашение, на основании которого одна сторона передаёт имущество в управление другой стороне заключают казённые учреждения (или предприятия) и собственник недвижимости( государство, муниципалитет или частное физическое лицо).

Договор имеют право заключать правообладатель, законный представитель владельца помещения, нотариус или юридическое лицо, получившее право оперативного управления.

Недвижимость становится на баланс юридического лица, за него нужно платить налоги и другие сборы. В документе обязательно должны быть указаны:

  1. предмет договора;
  2. срок действия контракта;
  3. порядок передачи имущества;
  4. данные обеих сторон;
  5. сведения об имуществе;
  6. условия по внесению изменений и дополнений в договор;
  7. условия досрочного расторжения договора;
  8. реквизиты и подписи сторон, скрепленные печатями.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:

Если у имущества не определена кадастровая стоимость, нужно провести оценку недвижимости.

Образцы договоров можно найти в свободном доступе в Интернете и составить его самостоятельно или обратиться за помощью к квалифицированным юристам.

Какие документы приложить к договору?

Вместе с договором в Единый государственный реестр регистрации прав на недвижимость нужно подать следующий пакет документов.

  • заявление на регистрацию;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • учредительные документы организации (справки о постановке на учёт, о присвоении учреждению кодов статистики и т.п.);
  • паспорта представителей сторон;
  • передаточный акт;
  • кадастровый и технический паспорта;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта за конкретным предприятием;
  • заверенная копия приказа о разрешении на передачу имущества в оперативное управление;
  • справка о том, что имущество больше не находится на балансе муниципалитета или собственника.

Стоимость и сроки предоставления услуги

Услуга регистрации — бесплатна. Срок, за который принимают решение о предоставлении права — 7 рабочих дней.

Управление объектами недвижимости представляет собой проведение мероприятий по осуществлению комплекса операций, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. Читайте наши статьи об управлении МКД, а также кому передать в доверительное управление недвижимость и как это сделать, каковы отличительные особенности управления жилой недвижимостью на стадии эксплуатации и законодательные нормы.

Регистрационная процедура

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.

Обзор законодательства по праву оперативного управления

В СССР не было единообразных требований, по которым владения причислялись к чьей-то собственности. Объекты передавали на баланс, в распоряжение или ведение гражданских лиц.

8 декабря 1961 года впервые произошла официальная регистрация права на различное имущество, обозначилось понятие собственника, утвердились способы перехода объектов третьим лицам. Возможность владеть имущественными благами закрепилась в нормативном акте от 31 декабря 1990 года. Расширенные сведения были изложены в законе от 31 мая 1991 года, где закреплялась зависимость материальных ценностей от их владельца, который наделялся способностью вмешиваться в финансово-хозяйственный процесс. 30 ноября 1994 года была обнародована статья № 296 ГК РФ. В ней установлены нормы, по которым собственник вправе изъять вверенное ему имущество, которое используется не по своему прямому назначению.

Права управления регулируются ГК РФ

3 августа 2018 года в Гражданский кодекс внесли изменения. Обновленная редакция закрепила основные понятия и разграничила возможности управлять разными объектами. В расширенной версии подробно описаны все случаи, при которых осуществляется истребование каких-либо вещей в собственности. Она также содержит сведения о том, как владелец может защититься от возможных нарушений при оперативном управлении различными объектами.

Понятие права оперативного управления

Оно закрепилось в 1961 году и предусматривает вероятность распоряжаться вещами, предоставленными человеку во владение. Оперативное управление имуществом – это передача владельцем своей собственности в пользование другим учреждениям, которые не владеют, но контролируют использование предоставленных им материальных ресурсов. К таким объектам относятся:

  • денежные средства;
  • здания;
  • аппаратура;
  • производства;
  • постройки;
  • предметы хозяйства.

Выделяется также оперативное управление компанией. Это контроль внутренних процессов фирмы для слаженной и бесперебойной работы ее подразделений. Координация осуществляется за счет составления субъектами планов, распределения задач, организации рабочего места.

Субъектами являются все, кто зарегистрировался как юрлицо. Это могут быть муниципальные, казенные либо государственные структуры.  При этом они не могут свободно распоряжаться предоставленными ценностями. Они должны координировать свои действия с владельцем взятого объекта. Если нарушились условия распоряжения имуществом, оно применяется не по назначению, то его законный хозяин способен расторгнуть договор, аннулировать сделку и забрать себе объект

Важно учитывать, как именно переходит объект: в оперативное управление либо хозяйственное ведение. Оба понятия подразумевают различную степень собственности

Для регистрации прав необходим определенный пакет документов

Отличия от права хозяйственного ведения

Обе категории указывают на то, что юридическое лицо получает чью-то собственность во владение, а не становится ее единоличным хозяином. Оперативное управление предполагает ограниченное распоряжение объектом, а при хозяйственном ограничений нет. Различия также в том, что при хозяйственном владении в роли субъектов выступают унитарные корпорации и коммерческие фирмы. А при оперативном управлении имущественные ценности передаются во власть бюджетных, автономных либо частных учреждений. Объем полномочий в таком случае зависит от того, частное это лицо или органы государства. Обязательное условие передачи им имущества – это госрегистрация лица.

Пригласить на тендер

Если у Вас идет тендер и нужны еще участники:

Выберите из списка инересующий вас вид работАудит промышленной безопасностиИдентификация и классификация ОПО, получение лицензии на эксплуатацию ОПОРазработка ПЛА, планов мероприятий, документации, связанной с готовностью предприятий к ГОЧС и пожарной безопасностиОбследование и экспертиза промышленной безопасности зданий и сооруженийРаботы на подъемных сооруженияхРаботы на объектах котлонадзора и энергетического оборудованияРаботы на объектах газового надзораРаботы на объектах химии и нефтехимииРаботы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществРаботы на производствах по хранению и переработке растительного сырьяРаботы на металлургических литейных производствахРаботы на горнорудных производствахОценка соответствия лифтов, техническое освидетельствование лифтовРазработка обоснования безопасности опасного производственного объектаРазработка документации системы управления промышленной безопасностьюРазработка деклараций промышленной безопасностиРаботы на объектах Минобороны (ОПО воинских частей) и объектах ФСИН России (ОПО исправительных учреждений)ПроектированиеРемонтно-монтажные работыЭлектроремонтные и электроизмерительные работыРазработка и производство приборов безопасности для промышленных объектовРазработка и изготовление нестандартных металлоизделий и оборудованияНегосударственная экспертиза проектной документации (инженерных изысканий)Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасностиПрофессиональное обучение (рабочие профессии)Обучение по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности, теплоэнергетикеСпециальная оценка условий труда (СОУТ) (до 2014г. аттестация рабочих мест)Аккредитация и аттестация в системе экспертизы промышленной безопасностиСертификация оборудования, декларирование соответствияЭнергоаудитРазработка схем теплоснабжения и водоснабженияДругие работыПовышение квалификации, профессиональная переподготовкаОсвидетельствование стеллажейСкопируйте в это поле ссылку на Ваш тендер, для этого перейдите в браузер, откройте Вашу площадку, выделите и скопируйте строку адреса, затем вставьте в это поле. Если не получится напишите просто номер тендера и название площадки.персональных данных

Необходимые документы

Для того, чтобы у заинтересованного лица была возможность получения имущества в хозяйственное ведение, ему необходимо предоставить в госучреждение определенный перечень документов:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Справку об уплате государственной пошлины;
  3. Документы организации, к которым относятся:

    • Справка о постановке на учет;
    • Документ о присвоение данному юридическому учреждению специальных статистических кодов;
  4. Специальная выписка из такой государственной компании, как ЕГРЮЛ;
  5. Доверенность на имя представителя юридической организации. Такая бумага должна быть в обязательном порядке заверена у сотрудников нотариальной службы;
  6. Справка, которая будет подтверждать передачу имущества в пользовании юридического лица;
  7. Документация технического характера на конкретный объект недвижимости. Такими документами могут быть:

    • Кадастровый паспорт;
    • Технический паспорт.
  8. Бумаги, подтверждающие то, что заинтересованный представитель юридической компании теперь обладает правом владения этим помещением;
  9. Документ, который сможет подтвердить закрепление данного объекта за юридическим предприятием;
  10. Заявление о проведении госрегистрации от этого юридического лица.

Если представитель юридической организации, в чьем ведении находиться субъект недвижимого имущества, будет знать определенный алгоритм действий по данному делу, то такой регистрационный процесс затянется на долгое время,

Регистрация права оперативного управления (хозяйственного ведения)

Стоимость услуг по регистрации права оперативного управления

Регистрация права оперативного управления

В комплект услуг по регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения) входит:

  • Правовая экспертиза представленных Заказчиком документов для регистрации права оперативного управления
  • Подготовка и направление запросов в государственные органы власти, если это необходимо для регитрации прав оперативного управления
  • Подготовка документов, необходимых для проведения уполномоченным органом технической инвентаризации (в случае необходимости)
  • Формирование пакета документов, необходимого для государственной регистрации права оперативного управления
  • Представление документов в Федеральную Регистрационную Службу, сопровождение государственной регистрации права оперативного управления, получение зарегистрированных документов и передача их Заказчику

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права оперативного управления (хозяйственного ведения)

учредительные документы (нотар. копии), выписка из ЕГРЮЛ,

кадастровый паспорт/поэтажный план, экспликация, справка по форме1а,

контракт на право оперативного управления,

распорядительный документ о закреплении имущества за организацией на праве оперативного управления,

акт приема-передачи имущества,

решение собственника о создании учреждения

Помимо права собственности к числу важнейших вещных прав, подлежащих государственной регистрации, относятся право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Правом хозяйственного ведения обладают государственные (муниципальные) унитарные предприятия. Указанные субъекты права не могут продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или распоряжаться недвижимостью другим способом без согласия собственника. Правом оперативного управления обладают казенные предприятия, а также учреждения. Казенные предприятия и учреждения вправе отчуждать и распоряжаться имуществом лишь с согласия собственника. Учреждения не могут отчуждать и распоряжаться закрепленным за ними имуществом.

При реорганизации юридических лиц право у вновь образованных организаций возникает с момента их государственной регистрации в ЕГРП. С момента регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления государственного (муниципального) предприятия или учреждения в силу закона возникает право собственности государства или муниципального образования, в чьем ведении находится данная организация. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется при переходе предприятия к другому собственнику.

Всегда Ваш деловой Партнер,«Департамент недвижимости»

Статья написана по материалам сайтов: juridicheskii.ru, center-yf.ru, businessman.ru, nasledovanie24.ru, www.mos-registr.ru.

В чем суть

Если отвлечься от юридических терминов и определений, то под оперативным управлением понимается передача собственником имущества тем организациям, которые могут использовать его для получения определенной выгоды. Осуществляться это может как с коммерческими, так и целями. В зависимости от устава предприятия, получающего имущество в оперативное управление, и договора с собственником, получаемая прибыль может распределяться между собственником и управителями. При таком построении отношений имущество не передается в аренду и не становится собственностью управляющей компании, но она вправе использовать его для поставленных целей.

Самым типичным примером, пришедшим из советских еще времен, являются государственные медицинские, общеобразовательные учреждения, детские сады и спортивные комплексы. В оперативное управление всем этим организациям передается федеральная или муниципальная собственность для ведения их хозяйственной деятельности с правом собственника имущества определять вид деятельности и контролировать процесс использования имущества. То есть к разряду учреждений с оперативным управлением относятся все казенные  и бюджетные учреждения, использующие государственное имущество для выполнения поставленных государственными или муниципальными властями задач в области образовательной, культурной, социальной, экономической, медицинской, спортивной  и других видов деятельности.

В качестве субъектов оперативного права могут выступать исключительно юридические лица, такие как:

  1. Казенные учреждения и предприятия.
  2. Автономное учреждение.
  3. Бюджетное учреждение.
  4. Частное учреждение.

Объектом оперативного управления является передаваемое имущество.

Управление и ведение

Оперативное ведение и оперативное управление — это разновидности прав, определяющих степень собственности и полномочий касательно распоряжения теми или иными объектами. Эти категории определяют взаимоотношения собственников, доверенных лиц, а также персонала, который непосредственно имеет дело с имуществом, переданным организации в управление.

Оперативное ведение и оперативное управление — неравноправные понятия. Так, субъектами первого могут быть только юридические лица, оформленные как предприятия конкретных видов. Говоря об оперативном управлении, стоит сказать, что в данных отношениях могут принимать участие как производственные, так и некоммерческие организации и общества, а также лица-предприниматели.

Хозяйственное и оперативное управление различаются также объемами полномочий, предоставленных сторонам. Первое является более широким, поскольку такое право может предоставляться непосредственно коммерческому предприятию. Что касается второй категории, то здесь речь может идти о казенных организациях или же об учреждениях, не имеющих своей целью получение прибыли.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Понятие и виды прав

Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Процедура регистрации оперативного управления

Передавать материальные ресурсы необходимо с соблюдением законодательства. Для начала нужно собрать пакет документов, которые потребуются для легального заключения сделки:

  • выписки из статистических и налоговых органов;
  • паспорт заявителя;
  • кадастровые бумаги или техпаспорт;
  • справка из ЕГРЮЛ;
  • подтверждение передачи прав владения;
  • заявление по форме № 920, утвержденной Минэкономразвитием;
  • правоустанавливающие документы.

Чтобы передать свое имущество во владение третьим лицам, необходимо официально зарегистрировать процедуру. Прекращение действия договора возможно, если владелец заметил нарушения при использовании его материальных ценностей. Порядок и правила, по которым следует распоряжаться взятыми у собственника ресурсами, регламентированы на законодательном уровне.

Процесс передачи и прекращения права

Возникновение и прекращение права оперативного управления имуществом регламентируется ст.299 ГК РФ, в котором говорится, что оно происходит при передаче указанного имущества, если нет дополнительных условий, установленных правовыми актами или решением собственника.

Оформляется право оперативного управления составлением договора. В нем указываются основные параметры передаваемого имущества, его стоимость, условия использования, срок действия договора и условия досрочного расторжения. Обязательным приложением к договору является акт приема-передачи имущества. При передаче недвижимости прилагается план здания в целом или передаваемой части.

При передаче в оперативное управление недвижимости в обязательном порядке проводится регистрация права по совершаемой сделке в Росреестре. При подаче заявки в ЕГРП необходимо представить документы, подтверждающие право собственности и основание для его передачи. Основанием в данном случае является договор, оформленный и подписанный сторонами по существующим правовым нормам. На его основании регистрируемое имущество вносится в Единый реестр и выдается свидетельство регистрации.  Полученный документ позволяет поставить недвижимость на баланс предприятия и производить амортизационные отчисления.

на оперативное управление имуществом происходит в соответствие со ст. 299 ГК РФ и другими правовыми актами, при истечении срока действия договора, а также по решению собственника и условиям досрочного расторжения договора. Гражданским кодексом РФ в ст.300 предусмотрено, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении, к другому государственному или муниципальному собственнику, действие договора оперативного управления не прекращается, а сохраняется за предприятием до истечения срока договора либо его досрочного расторжения.

Оцените статью:
Оставить комментарий