Если сломался счетчик электроэнергии, что делать?

Электросчетчиком называется прибор, служащий для контроля расхода электроэнергии. Он нужен энергоснабжающей компании для расчетов с организациями, предприятиями и населением. Электроэнергия измеряется в киловатт-часах. Счетчик служит для определения расхода электроэнергии, плата за которую вносится гражданами ежемесячно.

Приборы выпускаются двух типов:

  • индукционные – принцип действия заключается во вращении металлического диска электромагнитным полем, создаваемым электрическим током нагрузки;
  • электронные – аналоговые сигналы с датчиков преобразуются в цифровой код, с выдачей информации на дисплей.

На фото ниже изображены разные типы счетчиков (индукционные и электронные).

Электросчетчики

Типы счетчиков для учета электроэнергии

Расчет с помощью счетчика производится по количеству израсходованной электроэнергии, умноженной на стоимость одного киловатт-часа. Следующая оценка расхода производится по разнице набежавших киловатт-часов за месяц и уже ранее оплаченных.

Контроль работы электросчетчиков

Прибор учета электроэнергии не может работать вечно и через некоторое время его необходимо менять. Одна из причин замены – неисправность счетчика.

Если прибор учета электроэнергии сломался, ремонтировать его своими руками запрещено. Это связано с тем, что придется нарушить пломбы изготовителя и контролирующей организации, что наказывается штрафами. После обнаружения неисправности владелец квартиры или дома должен сообщить об этом в энергоснабжающую компанию.

Чаще возникают следующие неисправности:

  1. При проверке контролерами выяснилось, что класс точности прибора стал ниже второго. Если у старого прибора класс точности остается на уровне паспортного (не ниже 2,5) и указанный срок службы еще не истек, его разрешается использовать. По истечении срока эксплуатации прибор придется менять на новый, класс точности которого должен быть не ниже 2,0 (п. 138 и 142 «Положений функционирования розничных рынков», утвержденных Правительством РФ 04.05.2012 г., постановление № 442).
  2. Выгорели контакты в результате нагрева.
  3. Нарушена целостность изоляции проводки.
  4. Сломался корпус прибора (менять обязательно, поскольку он не ремонтируется).
  5. Вращение диска или моргание индикатора электронного прибора при отключенной нагрузке. Допустимы только один поворот диска или однократное моргание индикатора в течение 15 мин. после того, как сеть обесточена.
  6. Счетчик перегружен, что проявляется в чрезмерно громком гудении, возникновении характерного запаха подгоревшей изоляции и пожелтении смотрового окошка.

Как только счетчик исчерпает свой ресурс по времени, его необходимо менять на новый. Менять также следует приборы учета, мощность которых ниже действующей нагрузки. Если замену вовремя не делать, может возникнуть чрезвычайная ситуация, вплоть до пожара.

На фото ниже изображен счетчик, который нужно менять. Его класс точности составляет 2,5, а год выпуска — 1975. Также мощность 17 А может быть недостаточной для современной техники.

Электросчетчик

Счетчик 1975 г. выпуска, требующий замены

Счетчики с нарушенной пломбой госповерителя и с истекшим сроком поверки необходимо менять.

Если признаков неисправности нет, но появились подозрения, что прибор неправильно работает, его можно проверить самостоятельно.

Проверка правильности показаний

Следует отключить все электроприборы и убедиться, что диск счетчика не вращается. Приборы бывают с разными шкалами. Если на щитке прибора написано «1 квт-ч=5000 оборотов», значит, за 1 оборот он накручивает Ссч=1/5000 квт-ч. Когда 1гвт-ч=300 оборотов, Ссч=1/300 гвт-ч = 1/3000 квт-ч.

Включить в розетку в качестве нагрузки домашней сети лампу мощностью 75 вт и в течение 5 мин подсчитать, сколько оборотов сделает диск.

Подключение

Подключение лампочки в розетку для проверки правильности показаний счетчика

Расход энергии должен составить А1=5*0,075/60=0,00625 квт-ч. Счетчик покажет А2=Ссч*N, где Ссч – расход электричества за 1 оборот, N – число оборотов за 5 мин. Если N=31 об., то А12. При этом для бытовых счетчиков допускается погрешность. Если она больше разности А12, значит, прибор работает правильно.

Кому разрешено менять счетчик?

Менять счетчик могут представители управляющей компании (УК). Для этого пользователь должен обратиться в абонентский отдел.

При подключении счетчика его осматривают, проверяют правильность установки, на крышке распределительной коробки устанавливают контрольную пломбу и выдают акт о вводе в эксплуатацию. Его составляют в двух экземплярах с подписями заказчика и сотрудника УК.

Пломбы

Пломбирование электросчетчика при подключении

На фото показана установка пломб на счетчик.

Сотрудники УК проверяют исправность и достоверность показаний счетчиков не реже, чем через 6 месяцев, если договором не установлен другой срок. Пользователям не всегда понятно, почему нужно менять электросчетчик, когда он еще не исчерпал свой ресурс. Представители компании выписывают письменное уведомление пользователям о необходимости замены счетчиков в следующих случаях:

  1. Прибор сломался и не подлежит ремонту. Часто новый счетчик обходится дешевле, чем ремонт старого.
  2. Истек срок службы. Пользователь в городской квартире или в частном доме обязан заменить прибор за свой счет.
  3. При поверке установлено, что класс точности ниже 2.0. Если это игнорировать, УК может выписать штраф. Разрешается применять старые приборы с классом точности 2,5, если их ресурс еще не исчерпан.
  4. Просрочен срок госповерки. За счетчиком необходимо следить пользователю, поскольку это его собственность. Дата следующей поверки указана на пломбе и в паспорте.
  5. Нарушена пломба поверителя.
  6. Счетчик не справляется с нагрузкой. Старые приборы, рассчитанные на ток 10 А, уже не соответствуют потребляемой мощности из-за появления новой техники. Если их не заменить, повышается риск возникновения пожара.
  7. Сломался корпус, обнаружены повреждения смотрового окна или нарушена герметичность.
Электросчетчик

Счетчик с поврежденным корпусом нуждается в замене

Что делать при неисправности?

Если счетчик сломался, в компанию энергосбыта необходимо подать письменное заявление. В нем должны быть указаны домашний адрес, номер телефона, тип счетчика с номером, признаки повреждения. Затем в абонентском отделе районных электрических сетей (РЭС) согласовывается дата выполнения заказа потребителя. Это можно делать по телефону. Если дозвониться не удается, необходимо приехать в РЭС и подать заявку. Представителями компании будет проверен прибор учета и при необходимости заменен. Проверка может производиться в лаборатории или на месте.

Электросчетчики

Проверка электросчетчиков в лаборатории

Ответственность за сохранность индивидуального электросчетчика и пломб на нем возложена на потребителя.

В случае если прибор учета сломан умышленно или на нем нет пломб, производится его экспертиза комиссией из представителей энергоснабжающей компании и органов Госпотребстандарта. По результатам экспертизы составляется акт в установленной форме в присутствии потребителя.

После заявления или от даты составления акта о неисправности инспектором, прибор учета считается в ремонте. Оплата делается по среднемесячным показателям. Если в течение трех месяцев прибор не отремонтирован или не сделана его замена на исправный счетчик, плата начинает начисляться по нормативам.

Если счетчик сломался, нельзя нарушать установленные на нем пломбы. В противном случае это грозит большими штрафами.

С 1 января 2015 г. граждане, не имеющие прибора учета, оплачивают электроэнергию по нормативу, но тариф будет повышаться следующим образом:

  • в первом полугодии – на 10%;
  • во втором – на 20%;
  • с 1 января 2016 г. – на 40%;
  • с 1 июля 2016 г. – на 60%.

Повышающий коэффициент будет применяться только в том случае, когда имеется техническая возможность установки счетчика или, если потребитель дважды не обеспечил доступ исполнителя в жилое помещение, чтобы проверить состояние прибора и достоверность показаний. В этом случае должен быть составлен акт об отказе в допуске к прибору.

Мероприятие по повышению тарифа позволит остальным жителям многоквартирных домов с установленными индивидуальными счетчиками снизить расходы электроэнергии, поступающей на общедомовые нужды (ОДН).

Иногда жители обращаются с жалобой на УК с тем, что у них не учитывают экономию от многотарифных счетчиков. Прежде чем приобретать такие приборы, следует сначала узнать, может ли компания предоставлять эту услугу. Многотарифность начинает учитываться только после подачи письменного заявления.

Обслуживание электросчетчиков

Современные счетчики можно выбрать любого типа: индукционные, электронные и гибридные. Прежняя упрощенная схема снятия показаний многих не устраивает. Получать информацию на дисплеях стало удобней. Устройства стали многофункциональными, с возможностью настройки тарифов и получения дополнительной информации. Пользователь обязан поддерживать прибор в рабочем состоянии и вовремя менять его на новый.

Конструкции, на которых монтируются приборы, должны быть жесткими, с вертикальным креплением и обеспечивать удобство обслуживания (замена, поверка, снятие показаний). Если рядом располагаются трансформаторы тока, их следует отделить изолирующей перегородкой. Для электромонтажных работ со счетчиком рекомендуют установить испытательные колодки, которые дают возможность подключать измерительные приборы и производить коммутацию без отключения счетчика. Следует избегать труднодоступных и неудобных соединений (скрутка, болтовое соединение и др.).

Общие требования к условиям эксплуатации приборов: наличие сухого отапливаемого помещения, отсутствие агрессивных примесей в воздухе. Отопление не требуется для приборов, предназначенных для работы при отрицательной температуре.

Хищение электроэнергии

  1. Периодические проверки агентами по сбыту электроэнергии. Осматривается счетчик на наличие всех пломб, исправность корпуса и смотрового стекла, герметичность корпуса, правильность подключения проводки к блоку зажимов. Проверяется целостность проводки, правильность схемы и отсутствие подключения провода заземления вместо нейтрали. Делается проверка соответствия записей в абонентской книжке показаниям прибора.
  2. Эффективным методом являются неожиданные проверки контролерами в частном секторе.
  3. Резкие колебания расхода электроэнергии по месяцам могут быть причинами неучтенного потребления электроэнергии.
  4. Со старым счетчиком пользоваться бесплатной электроэнергией легче. Его замена на новый прибор является эффективным средством защиты от подобных злоупотреблений.

Если обнаружено, что счетчик сломан с целью хищения электроэнергии, а пломбы подделаны, должен быть составлен акт следующим образом:

  1. Документ должен подписываться обеими сторонами. В случае отказа пользователя от подписи документ считается действительным.
  2. Если потребитель отрицает факт хищения электроэнергии, создается экспертная комиссия. Ее задачей является выявление способа неучтенного пользования электроэнергией и уровень повреждения счетчика.
  3. Если агент обнаруживает, что прибор учета сломался умышленно, он снимает его, не нарушая пломб госповерителя, упаковывает и пломбирует упаковку, а затем передает его потребителю для доставки на экспертизу в УК.
  4. После снятия счетчика электропроводка подключается к сети, и оплата временно производится по нормативу.

Недоучтенная электроэнергия оплачивается из расчета ее использования по максимуму от даты последней проверки, но не более чем за срок 3 года (исковая давность).

Видео про перенос электросчетчика

Про нюансы переноса электросчетчика из подъезда в квартиру можно узнать из видео ниже.

Если счетчик сломался, следует немедленно обратиться в управляющую компанию по энергоснабжению с заявлением на ремонт или замену. Поставщику прибор нужен для учета электроэнергии, но ответственность за его исправность несет потребитель.

Оцените статью:

Комментарии

Иван 23.05.2016, 11:39

Судя по тому, что я прочитал, мой счётчик не подлежит восстановлению, а сразу отправляется на вечный покой. Ну что же, я честно, пытался решить эту проблему с наименьшими затратами. Спасибо за статью.

Оставить комментарий